В ходе пресс-конференции, состоявшейся 18 декабря текущего года по итогам Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности, Ольга Васильева, министр просвещения РФ, сообщила о том, что в России будет создана система национальных заданий для формирования функциональной грамотности школьников.
Такое решение было принято по итогам мониторинга формирования упомянутых умений и навыков у обучающихся российских школ. Сами же задания разработают на основе инструментария, который используется в международных сравнительных исследованиях.
Глава Минпросвещения РФ объяснила, что цель мониторинга по функциональной грамотности и создания системы заданий – формирование у учеников пятых–девятых классов математической, читательской, естественно-научной и финансовой грамотности, а также креативного и критического мышления, компетенций в области знаний о глобальных проблемах человечества. Данные мероприятия предпринимаются в рамках достижения одной из целей «майских указов» президента, в соответствии с которой наша страна должна войти в топ-10 лучших стран мира по качеству общего образования.
О. Васильева, в частности, отметила: «Наши ребята показывают очень высокие результаты в области предметных знаний. Здесь практически равных нам нет, мы занимаем лидирующее положение по этой позиции на протяжении долгих лет, даже десятилетий. Но есть определённая сложность. Наши дети не всегда справляются с применением знаний в повседневной жизни».
При этом она особое внимание обратила на то, что на образовательные результаты влияние оказывает целый ряд факторов, среди которых – мотивация подростков к обучению, квалификация преподавательского состава, качественные инфраструктура и условия, в которых дети обучаются.
В свою очередь, Андреас Шляйхер, глава Департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития, в своём видеообращении к участникам форума сказал: «Ученики должны понимать, должны уметь использовать знания, оценивать информацию, рассуждать. Грамотность в современном обществе сводится к конструированию знаний, их выявлению, подтверждению их достоверности».