Ваш город:

Экстернат: что, зачем, как, когда и где ...

28 мар. 2020 г.
0
773

Советский экстернат, просуществовавший с 1935 года, имел ряд серьезных ограничений, не считая полного отсутствия интернет-коммуникаций и других технических возможностей того периода. В требованиях советской системы школьного образования превалировала форма классно-урочных занятий.

Экстернат: что, зачем, как, когда и где ...

Экстернат рассматривался как исключительная мера: длительная болезнь ребенка, частая смена места жительства по роду работы или службы родителей (дальний гарнизон, метеостанция, гастроли в разных городах и т.п.). Также экстернат достаточно часто применялся как вариант обучения одаренных детей.

Вопрос о переводе на экстернат, как правило, обсуждался с родителями, у которых возникали подобные обстоятельства. Основная же масса семей оставалась в неведении или имела очень отдаленное представление о дополнительных возможностях обучения в школе в виде построения занятий по индивидуальной образовательной траектории.

Современные технические возможности, как и прагматизм нового поколения, оживили интерес к экстернатуре. Попробуем осветить наиболее популярные и интересные вопросы об экстернате, но для начала дадим определение этой формы обучения.

Экстернат (от латинского externus — посторонний) – форма обучения, предполагающая самостоятельное изучение образовательной программы по индивидуальному графику (без посещения школы/университета) с обязательной промежуточной и итоговой аттестацией в образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию.

Кто имеет право перейти на экстернат: правовые аспекты

С 2012 года об экстернате заговорили в связи с принятием нового «Закона об образовании», в котором прописаны нормы семейного обучения (для учеников 1-9 классов) и самообразования (для старшеклассников). Закон урегулировал гарантии на обязательное среднее образование и индивидуальный подход в обучении.

Ограничений в выборе форм получения образования нет: учиться можно как в образовательном учреждении (очно, очно-заочно и заочно), так и вне школы (семейное обучение и самообразование). Закон допускает выбор формы обучения для каждого ребенка, и причиной для перехода на экстернат могут быть не только проблемы со здоровьем или занятость одаренных детей в специализированных школах, но и, например, сложные отношения с учителем или учениками в классе, индивидуальные психологические особенности ребенка.

Но не стоит забывать, что при любой форме обучения экстерны обязаны сдавать промежуточные и итоговые аттестации. При этому ученику предоставляется право выбора школы, где он будет сдавать экзамены: при переходе на экстернат нужно написать заявление в произвольной форме, согласно правилам делооборота. В заявлении должна быть указана школа для прохождения аттестаций (при желании ее можно сменить, уведомив об этом). В заявлении также желательно сослаться на действующий закон, чтобы заранее устранить возможные бюрократические препятствия.

Поблизости к дому может не оказаться школ, имеющих соответствующую аккредитацию, и поэтому придется поискать нужное учебное заведение, для прохождения аттестаций. Экстерны получают документ об образовании, который ничем не отличается по форме от обычного аттестата.

Школьный экстернат: «за» и «против»

Как правило, решение о переходе на экстернат принимают родители. В особенности, если речь идет об обучении ребенка младшего и среднего школьного возраста. Ведь, приключения маленького героя комедии «Один дома» выглядят забавно только с экрана телевизора, и никто из родителей не захочет такое пережить в реальности. Старшеклассники могут принимать решение самостоятельно. Но в любом случае оно должно быть очень взвешенным. Поэтому необходимо серьезно отнестись не только к выбору формы обучения, но и к психологическим аспектам семейного обучения и самообразования.

При переводе ребенка на экстернат родители ребенка должны объективно проанализировать все возможные ситуации и их последствия.

Преимущества заочного школьного обучения

  • Экономия времени: нет необходимости в обязательном и ежедневном посещении уроков;
  • Время для занятий можно подбирать произвольно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, состоянием здоровья, графиком посещения специализированных школ;
  • Подбор индивидуальной программы в соответствии с интересами и уровнем подготовки ребенка, но с учетом базовых знаний, для сдачи промежуточных аттестаций и итоговых экзаменов;
  • Возможны индивидуальные занятия с репетиторами: в некоторых школах занятия с детьми-экстернами проводят преподаватели ВУЗов, что является неплохим шансом для будущего поступления и получения высшего образования;
  • По желанию ребенок может посещать практические и лабораторные занятия в школе, участвовать во внеурочных занятиях, конкурсах и олимпиадах, пользоваться учебниками и любой справочной литературой, имеющейся в школе.

У каждого преимущества существует «обратная сторона медали», о которой дети, ввиду отсутствия жизненного опыта, могут не догадываться. Поэтому ответственность за принятие решения о переводе ребенка на экстернат ложится, в первую очередь, на его родителей.

О недостатках экстерната

  • Младшие школьники, в любом случае, должны находиться дома под присмотром взрослых, а это автоматически означает, что один из взрослых членов семьи должен отказаться от амбициозных карьерных планов и обеспечивать необходимые условия для семейного обучения; при ежедневном посещении школьных занятий родители располагают свободным временем для реализации личных планов, пока ребенок находится под присмотром учителей;
  • Поддерживая самостоятельность и серьезные мотивации старшеклассников родители должны быть абсолютно уверены, что их благие намерения не окажутся, в итоге огромным разочарованием; не следует забывать о сложностях пубертатного периода в жизни подростков, который совпадает с периодом обучения в старших классах и часто становится причиной неконтролируемых эмоций и поступков, вызванных гормональными изменениями в организме подростка;
  • Дети-экстерны, конечно, могут посещать школьные праздники, чтобы иметь воспоминания о первом звонке и выпускном бале, но какими будут эти воспоминания, если ребенок во время этих редких посещений не успел построить личных отношений с одноклассниками? А ведь школьная дружба – самая крепкая, и она часто сохраняется на всю жизнь. Да и первые навыки социализации, приобретаемые в школьном коллективе, играют важную роль в жизни каждого человека, о чем не следует забывать: экстернат, в любом случае – частичная социальная изоляция.

Если нет особо веских, безальтернативных причин для перевода ребенка на экстернат, то, в остальных случаях, этот вопрос лучше обсудить с психологом. К сожалению, люди, по-прежнему, не научились предвидеть на многие годы вперед, и об этом следует помнить, решая судьбу ребенка.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
450
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
782
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1204
Оставить свой комментарий

Ваш город: