Ваш город:

Методики раннего развития: система Эльконина-Давыдова

14 апр. 2020 г.
1
28836

Теория деятельности (о психологическом развитии детей разного возраста), основоположником которой стал советский психолог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР Д. Б. Эльконин, а впоследствии продолжена и развита его последователем, академиком В. В. Давыдовым, легла в основу создания учебных программ и предметных учебников, которые до сих пор используются в общеобразовательных школах.

Методики раннего развития: система Эльконина-Давыдова

Дети, рожденные в 80-е годы прошлого столетия, начинали учить азбуку в трехлетнем возрасте, играя в кубики. Современные малыши учатся читать, ходить и говорить, одновременно осваивая азы компьютерной грамоты, и их интерес к окружающей действительности намного шире.

Педагогическая наука и практика должны шагать в ногу с эволюцией – это непреложный факт. Однако только немногим ученым в этой области удалось разработать методику развития детей, ставшую основой школьных учебников на несколько десятилетий вперед и не потерявшую своей актуальности в эпоху цифровых технологий. Одной из таких методик является система Эльконина-Давыдова, о которой мы сегодня поговорим.

Несколько слов об авторе методики

Выдающийся советский психолог, Дмитрий Борисович Эльконин (1904-1984 г.г.), посвятил свою жизнь изучению факторов, влияющих на развитие детей в процессе игры. Его научная деятельность тесно переплеталась с практической педагогикой. Ученого интересовали условные рефлексы и нервная система человека: эти темы легли в основу его первых научных монографий, которые писались под руководством одного из основателей советской психологии – М. Я. Басова.

Много научных работ Д. Б. Эльконина было посвящено проблемам возрастной психологии и психодиагностики, которыми он занимался с Л. С. Выготским и его известными учениками – А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, А. Р. Лурией (один из основателей советской нейрохирургии).

Д. Б. Эльконин, опираясь на идеи Л. С. Выготского, разработал систему развивающего обучения, которая была признана не только в советской педагогике, но и во всем мире. Суть его работы об историческом развитии детства доказывает, что каждый ребенок развивается внутри общества, под влиянием исторических процессов, культуры и искусства, этнических особенностей и т.д. Эта теория ценна тем, что она стала толчком для развития новых форм и содержания, а также индивидуального подхода в обучении.

Прогрессивные взгляды Д. Б. Эльконина в период второй волны политических репрессий (1949 – первая половина 1953 г.г.) были подвергнуты резкой критике, и более сурового наказания ученому удалось избежать лишь из-за смерти И. В. Сталина.

Ученому вернули докторскую степень и звание члена-корреспондента АПН СССР, и он до конца жизни (1984 г.) работал в РГПУ им. А. И. Герцена и преподавал психологию в МГУ.

Не менее бунтарским духом и прогрессивными взглядами на педагогику обладал последователь и ученик Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдов (1930 – 1998 г.г.), советский педагог и психолог, доктор психологических наук, академик РАО, лауреат премии им. К. Д. Ушинского. Ему удалось воплотить идеи своего учителя, сломать старую систему обучения, основанную на эмпирическом мышлении, которая стала малоэффективной в условиях стремительно надвигающейся эпохи цифровизации.

В.В. Давыдов так же, как его учитель, подвергался политическому давлению за резкую критику устаревших догм советской педагогики, был отстранен от работы, исключен из партии и лишен возможности работать в экспериментальной школе, где на практике проверялась теория Д. Б. Эльконина и создавались новые развивающие программы обучения. Однако вскоре, через 3 года (1986 г.), его разработки признали лучшим достижением советской педагогики и В. В. Давыдов был восстановлен в должности и в партии, благодаря чему смог продолжить работу. С 1991 г. и до самой смерти академик работал Научном Совете по философии образования при РАО.

Особенности методики Эльконина-Давыдова

Методика развивающего обучения, созданная выдающимися советскими учеными, в 1996 году была признана новой государственной системой. Ее задачи четко сформулированы в логической последовательности:

  • Отказ от эмпирического подхода (только на основании увиденного и услышанного ребенком) в процессе обучения и создание условий для формирования у младших школьников умения видеть ближайшую перспективу, мыслить абстрактными категориями, позволяющими развить логику и приучить к самостоятельной деятельности;
  • Важной особенностью методики является особая технология оценивания результатов учебной деятельности без применения фиксированных оценок. Такой подход позволяет избежать дополнительной психологической нагрузки у ребенка, боязни высказывать собственное суждение, даже если оно ошибочно. Учитель оценивает знания по итогу. Детям в конце урока предоставляется возможность провести самооценку деятельности;
  • Согласно принципам методики, важная составляющая часть занятий – организация дискуссий, где каждый ученик становится активным участником обсуждения проблемы и поиска решения. Это развивает когнитивные способности детей, умение работать коллективно, способствует формированию логического мышления и самостоятельности. При такой форме проведения занятий учитель становится организатором дискуссий, лишь иногда направляет ее в нужное русло и предлагает задачи для коллективного поиска решений.

Руководствуясь этими тремя принципами, учитель создает на уроке непринужденную, творческую или исследовательскую атмосферу, в которой каждый ребенок имеет возможность раскрыться, тогда как в прежней образовательной системе центральной фигурой на уроке был учитель, а дети в тени его авторитета выполняли роль послушных исполнителей.

Как проходят занятия по системе Эльконина-Давыдова?

Теория развивающего обучения или развитие теоретического мышления вовсе не означает полного отказа от эмпирических элементов в развитии. Последние имеют большое значение для детей раннего возраста, когда мир познается через окружающие предметы и формируется речь. У младших школьников уже есть накопленный опыт, и постепенный переход к абстрактному восприятию действительности – необходимое условие развития.

Например, ученик предлагает собственный вариант решения задачи, руководствуясь ранее накопленным опытом узнавания предметов и явлений, но высказывает ошибочное суждение. В этом случае учитель просит его дать пояснения, почему он так считает.

Дальше к решению проблемы подключается весь класс, каждый из детей предлагает свои варианты ответа. Таким образом, поставленная задача выполняется коллективно, а каждое высказывание учеников, в случае неверного ответа, оценивается как степень участия в коллективной работе – не ошибка, а попытка найти нужный вариант.

Недостатки методики Эльконина-Давыдова

У родителей сохранился в памяти основной ориентир, служивший нескольким поколениям советских школьников – оценка. И они понимают, как надо реагировать, видя определенную цифру в дневнике ребенка. Новая методика смущает отсутствием баллов в дневнике: родители обеспокоены тем, что не могут проследить, чем занимается ребенок на уроке, насколько хорошо усваивает материал. А баллы в это время накапливаются на основании выполненных работ, учитель их суммирует, но объявляет уровень успехов только по итогу изученной темы.

Взрослым сложно отказаться от стереотипной модели поведения. Ясно, что ими движет ответственность за ребенка и самые благие побуждения. Но родителям нужно понять, что «воспитательные мероприятия» за оценки не входят в методическую систему, направленную, в том числе, на развитие самостоятельности и ответственного отношения к учебе.

Сложности при работе по методике Эльконина-Давыдова есть и у учителей «старой закалки», по тем же причинам, что у родителей. К тому же, значительно возрастает степень ответственности учителя за оценивание знаний: ему необходимо с особой тщательностью следить за активностью каждого ребенка на уроке, чтобы фиксировать каждый ответ. Это сделать не сложно, при условии, что наполняемость классов будет незначительной. Но этот вопрос решить сложнее, и он не зависит от учителей: проблема нехватки кадров и школ пока сохраняется.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования»
В рамках прошедшей сегодня стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования» под председательством премьер-министра РФ Михаила..
Премьер-министр РФ заявил о необходимости повышения качества образования
19 нояб. 2024 г.
0
1001
Класс школы для одарённых детей.
В Минпросвещения России сообщили о том, что в каждом федеральном округе планируют открыть школы для одарённых детей. В РПЦ высказались за преподавание..
О школах для одарённых детей, преподавании церковнославянского языка и введении самбо в школах РФ
18 нояб. 2024 г.
0
1380
Глава Минпросвещения РФ провёл личный приём граждан
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов провёл личный приём граждан и ответил на интересующие родителей и педагогов вопросы, связанные с организацией п..
Глава Минпросвещения РФ провёл личный приём граждан
15 нояб. 2024 г.
0
2903
Комментарии
Тогоо Мөнхтуяа
Гость
5 дек. 2020 г., 6:40

Меня зовут Мунхтуя. Я работаю заведующим в детском саду №4 города Уланбатора

Оставить свой комментарий

Ваш город: