Ваш город:

«Двойка» учителю по истории!

19 февр. 2021 г.
0
446

Сегодня в школах и ВУЗах России преподает историю, в основном, поколение 90-х и 2000-х годов. Учителя истории пенсионного возраста, задержавшиеся в классах и аудиториях, увы, не вечны и все больше остаются в меньшинстве со своими «консервативными» взглядами на прошлое страны, на то, чему и как учить подрастающее поколение.

«Двойка» учителю по истории!

Вдобавок, «цифровое поколение» активно впитывает информацию из всевозможных источников – ошибочно или сознательно искажающих исторические факты и, заодно, ломающих ментальность «юных, не бреющих бороды отроков», подрывая основу государственности. Между тем, научно-преподавательский состав исторических факультетов в своих научных трудах и монографиях на полном серьезе рассуждает о новых методах преподавания истории, в свете глобализации, терпимости к либеральным взглядам Запада и их несогласия в оценке исторической роли России.

История - основа самосознания общества

Историк и идеолог марксистко-ленинской школы прошлого века, М. Н. Покровский метко назвал историю политикой, «опрокинутой в прошлое».

  • История не только излагает факты прошлого и доказывает их, но и формирует отношение народа к своему прошлому, национальную идентичность и оценочное суждение о событиях прошлого, а также их роли в развитии общества и цивилизации.
  • История – это опыт, на основании которого развивается конкретная общность, сознание, которое нельзя разрушить, чтобы не допустить разрушение связи времен, народа и государства.
  • История обеспечивает дальнейшее развитие общества через систему образования, закладывает фундамент духовности в будущем поколении, обозначает идеологические цели, приемлемые для конкретного социума в определенный исторический период.
  • История должна быть точной и беспристрастной, несмотря на то что, как и многие науки, развивается на основе новых открытий и гипотез. Однако, больше чем другие науки, история часто подвергается искажению или сокрытию установленных и доказанных фактов под влиянием тех или иных политических, социально-экономических процессов, происходящих на конкретном этапе развития. Подобные манипуляции происходят «по заказу», с целью стереть из памяти основополагающие фрагменты прошлого, чтобы переориентировать общественное развитие в нужном ключе.

В этой связи содержание исторического образования играет определяющую роль в сохранении государственности, национального самосознания и народа. Стало быть, роль учителя истории и требования к его личности, мировоззрению имеют непосредственное отношение к безопасности государства.

Современные глобальные вызовы и уже сформированное мировоззрение «цифрового поколения», беспринципно шагающего навстречу приключениям ради возможности «потусоваться» на несанкционированном оппозиционном митинге, который проходил 23 января 2021 года – оценка профессиональной деятельности учителей истории и качества исторического образования в России, в атмосфере последних трех десятилетий.

Можно, конечно же, оправдать поведение подростков «бунтарским возрастом», но лучше, для сравнения, проведем параллель – выпускной бал 22 июня 1941 года и очереди в военкоматы из вчерашних мальчишек и девчонок, с такими же возрастными психологическими особенностями. Одни подхватывают чуждые принципы и фальшивые лозунги, но, едва осознав неизбежность наказания за правонарушения и даже уголовные преступления, моментально отрекаются и от «западных ценностей». Другие осознанно, вопреки жажде к жизни, умирали за Родину, которую сегодняшние подростки называют «тоталитарным режимом», слепо повторяя клише, созданное в расчете на их инфантилизм.

Учебник истории – «госзаказ»: хорошо или плохо?

Недавно на одной из политических шоу-программ, прозвучала мысль одного из участников протестных мероприятий, которая проливает свет на ситуацию. Было озвучено, совершенно правдиво и откровенно, что в советский период вся страна училась по одному учебнику истории, составленному под «чутким и бдительным руководством правящей партии», а на исторических факультетах и в специализированных ВУЗах, готовивших дипломатов, правящую и научную элиту, студентам открывались дополнительные возможности для углубленного изучения предмета, как взрослым, зрелым людям.

Да, между школьным учебником по истории и университетскими знаниями, действительно, существовала огромная разница, которая вызывала возмущение интеллигенции, «прогрессивно мыслящей» в сторону Запада и не разделяющей патриотических чувств большинства. Но дети были надежно ограждены от «тлетворного влияния» до полного духовного становления. В принципе, как и должно быть: ведь, воспитательные задачи усложняются постепенно, на каждом этапе развития личности.

Как ни крути, но дети – будущее страны, а стало быть, их воспитание и историческое образование главный интерес государства и общества, и нет ничего плохого в том, что «неправильные» учебники, с дозированной информацией, заботливо оберегают юные незрелые души до тех пор, пока они не научатся мыслить самостоятельно и отстаивать собственные убеждения.

Второй серьезный упрек в адрес государства от историков – идеологизация исторического образования, которая, как оказалось, стала серьезной преградой для продвижения «исторических знаний» западных политтехнологов с историческим уклоном, на просторах России.

Для справки: В июне 2000 года, на семинаре, посвященном «новым методам преподавания истории» в школах РФ, профессорско-преподавательским составом известных ВУЗов России, в г. Волгограде обсуждалась «Программа ЕС по развитию и укреплению демократической стабильности».

«В вузах осваивается изучение многообразных вспомогательных исторических дисциплин, позволяющих целостно реконструировать культурно-историческую среду и уйти от одностороннего государственно-политического толкования истории». (Цитата из выступления профессора Л. Андрюхиной, из Екатеринбурга, с докладом представителям ЕС о результатах подготовки и переподготовки учителей истории в РФ).

В этом же выступлении – о гибком влиянии на индивидуальное развитие ребенка, о содействии утверждению демократических ценностей (видимо, в том виде, в котором они соответствуют представлениям кураторов). Полные тексты выступлений участников-единомышленников профессора истории и т.д.

К сожалению, подобные семинары ведутся в России на постоянной основе на протяжении трех последних десятилетий. Надо ли удивляться, что дети выходят на площади страны для участия в бунтах оппозиционных евроинтеграторов, в качестве живого щита и дополнительного информационного повода при таком состоянии исторического образования? Выходит, если учебник истории – «госзаказ», то это – плохо, но если он содержит материал, проплаченный либеральной профессуре западными грантами, то все нормально? Далеко продвинулись двойные стандарты!

Либеральные историки сетуют, что много архивных документов до сих пор засекречены. Безусловно, они содержат какие-то детали, имеющие значение для науки. Но, зачем изучать историю своего народа в пыльных архивах, пытаться переосмысливать и переоценивать события недавнего прошлого, когда наша история – судьба нашего народа, каждого из нас. Достаточно влиться в поток «Бессмертного полка» 9 мая, чтобы прочувствовать связь времен.

Что делать?

Это – извечный русский вопрос, и отвечать на него приходится каждой эпохе, минимум – 1 раз в 100 лет. И, как всегда, подробного плана, пока, нет. Ясно одно: отечественную историю надо спасать, чтобы продолжалась история страны.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
А. Музаев рассказал об предполагаемых изменениях в ЕГЭ
Как заявил глава Рособрнадзора Анзор Музаев, на сегодняшний день полностью отказаться от ЕГЭ невозможно, а к 2030 году в процедуре экзамена произойдут..
А. Музаев рассказал о предполагаемых изменениях в ЕГЭ
5 мар. 2021 г.
0
637
ВПР переведут в цифровой формат
Как сообщает ТАСС, ссылаясь на слова главы Рособрнадзора Анзора Музаева, Всероссийские проверочные работы (ВПР) к 2023 году переведут в цифровой форма..
ВПР переведут в цифровой формат
5 мар. 2021 г.
0
464
В топ-100 предметного рейтинга QS вошли 16 российских вузов
Как сообщает «Российская газета», в опубликованном сегодня предметном рейтинге QS-2021 оказались 40 российских университетов, 16 из которых участники ..
В топ-100 предметного рейтинга QS вошли 16 российских вузов
4 мар. 2021 г.
0
504
Оставить свой комментарий

Ваш город: