Ваш город:

Талантливым везде у нас дорога, талантливым везде у нас почет…

8 окт. 2021 г.
0
322

Сегодня достаточно часто можно увидеть телепередачи с участием талантливых и даже гениальных детей, многие из которых – карапузы ясельного возраста. Поэтому невольно задаешься вопросом об их будущем.

Талантливым везде у нас дорога, талантливым везде у нас почет…

Где учатся потом маленькие «звездочки телеэкранов», обласканные вниманием общества и искупавшиеся «в лучах славы» в самом раннем возрасте? Как складывается их дальнейшая судьба, и насколько готова система отечественного образования к обучению одаренных детей? Может ли общество и государство способствовать продвижению открытых талантов, находить или создавать условия для практического применения способностей юных гениев?

Талантливый ребенок: все начинается с семьи

Нет ничего удивительного в том, что 21 век пестрит появлением юных дарований с нестандартным мышлением, которые наделены выразительными способностями к межличностному общению, разным направлениям искусства, физической силой и выносливостью, лингвистике, математике и т. д. Известная библейская притча подсказывает, что талант можно и нужно развивать. А развивается он при создании определенных условий, чему и способствует технический прогресс и бурное развитие коммуникаций. Другой вопрос, как используются появившиеся возможности в развитии и воспитании ребенка в семье. Ведь, важно начинать именно с рождения, когда детский сад и школа еще не имеют никакого отношения к малышу и его успехам.

Но вот что парадоксально… Когда всеобщая грамотность и наличие интернета уже воспринимается людьми как обыденность, родители стали меньше общаться с детьми, заниматься их ранним развитием и воспитанием. По данным социологического исследования РЭУ им. Г. В. Плеханова, почти половина россиян (41%) считают, что профессиональная занятость мешает проводить с детьми столько времени, сколько им хотелось бы. Заметим, что желание общаться с детьми и необходимый минимум системного воспитания и развития с раннего возраста до полного становления личности (а это может быть не только в совершеннолетие) – не одно и то же!

Четверть опрошенных респондентов (25%) считает свое желание вполне реализованным. Означает ли это, что дети в таких семьях получают достаточно внимания со стороны родителей? Конечно, нет! Кроме того, и это вполне естественно, отсутствие профессиональных знаний и опыта, которые дают педагогика и возрастная психология, мешают подавляющему большинству родителей объективно оценить свои педагогические устремления. Сюда же нужно прибавить последствия «лихих 90-х», когда рушились все сферы общественной жизни (кстати, культура и образование, как наиболее уязвимые, до сих пор находятся на начальном этапе восстановления). Три десятилетия «безвременья» в одночасье не заполнишь знаниями и осознанием того, что, как сказал вождь мирового пролетариата, «дети – наше будущее» и все силы нужно направлять на их развитие.

Из все выше сказанного вытекает вопрос: кто должен помогать родителям, особенно молодым, развивать детей с самого рождения, открывать в них таланты и создавать благодатную почву для дальнейшего их продвижения?

Просветительская работа в этом направлении для родителей начинается только тогда, когда малыш приходит в детский сад или школу, да и то – чаще всего формально. А ведь воспитание (да и развитие тоже!), как гласит народная мудрость, начинается, «когда дитя поперек лавки лежит». Возможно, ответ на этот вопрос, в форме открытия бесплатных консультационных центров для родителей при социальных службах, ускорит и увеличит рождение «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» для России, как мечтал великий русский гений М.В. Ломоносов.

Кто тормозит развитие одаренных детей?

Случается, что родители имеют специальное образование и прилагают все усилия и знания, оттачивая свое мастерство на собственных детях и используя личные педагогические методики.

Яркий пример – Алиса Теплякова, получившая аттестат в 8 лет и поступившая на факультет психологии в МГУ. Отец Алисы – психолог Евгений Тепляков, в раннем возрасте разглядел в дочери феноменальные способности к запоминанию и развил их с помощью собственной методики, основанной на чтении «с удовольствием».

Отдавая должное трудолюбию, терпению и любви к детям папы-психолога, а также его гениально простой методике, заметим, что абсолютно все дети с рождения настроены на узнавание всего нового, с помощью слухового и зрительного восприятия, позитивного (что очень важно!) настроя окружающих. И это – не открытие, а инструмент. Правда, одни малыши, в зависимости от темперамента, который тоже проявляется с первых дней жизни, способны фокусировать внимание на объекте довольно долго, а другие постоянно отвлекаются и нуждаются в дополнительной стимуляции и создании особых условий во время занятий. То, что дети с рождения и до 7 лет запоминают более половины информации, которую каждый человек усваивает в течение всей жизни – тоже факт уже общеизвестный.

Папа Алисы умело использовал все на практике. Смущает другое: папа – психолог, девятилетняя дочка – студентка факультета психологии – что это? Выбор без выбора, при полном отсутствии личного опыта или, все же, сыграла роль преемственность? Еще одна деталь: папа «терпеть не может Толстого», и поэтому дочка тоже его не читала, но поступила в МГУ – главный ВУЗ страны! А как же признание литературного наследия Толстого классикой мировой литературы? Величайший психологизм «Войны и мира» уже не интересует психологов? И, наконец, главный вопрос: почему же ребенку не была предоставлена возможность познакомиться с произведениями классика, которые, кстати, и в школьной программе до сих пор остаются обязательными? Ведь, знания и личные предпочтения – не одно и то же, и чтобы судить, нравится или не нравится, нужен личный опыт, а не навязанное мнение родителей.

Евгений Тепляков прав в одном: многие дети сейчас начинают читать, писать и считать в раннем возрасте, и даже усваивают азы информатики, разбирая родительские гаджеты. Но в первом классе, все равно, полгода учат азбуку и «учатся считать» до 100! Не смешно ли? Скорее грустно, что лучшее время для запоминания огромных объемов информации тратится так бездарно! За последние годы многое изменилось в школьных программах. Даже ЕГЭ сотни раз подвергалось сомнениям – быть или не быть. А учебную программу первого класса заморозили на десятилетия! И не нашлось до сих пор «наверху» никого, кто бы задумался над этим нонсенсом.

Перспективы для юных гениев, или начало взрослой жизни в детстве

Допустим, Алиса или любой другой ребенок получают диплом в 13 -14 лет. Что их ожидает дальше, во взрослой, трудовой жизни? Как эти дети смогут преодолеть психологические барьеры из-за отсутствия общения со сверстниками и необходимости находиться среди учеников или студентов, которые на 5 – 10 лет старше?

Папа Алисы считает, что образование и общение протекают отдельно, вне зависимости друг от друга. В теории – да, можно с этим согласиться. А на практике лекции и семинары, практические занятия в университете – 6-8 часов и более, каждый день. Свободного времени у студента остается совсем мало, и, следовательно, ближайшие 6 лет малолетнему студенту практически круглосуточно придется находиться в окружении исключительно взрослых людей.

Еще один пример для убедительности: девочка Вероника после двухлетних занятий с профессиональным педагогом, в 5 лет пошла в первый класс общеобразовательной школы. С семилетними одноклассниками отношения не сложились. Разница в возрасте – всего 2 года, но в этот период жизни она очень ощутима – и физиологически, и по уровню интеллекта девочка «не вписывалась в коллектив». Ее перевели в 5 класс, проверив уровень знаний по предметам. Ребенок окончательно замкнулся в себе, потому что для пятиклассников она тоже была «чужой», «малявкой». Нормально девочка чувствовала себя только дома, в кругу семьи.

Образование – не только самосовершенствование личности. Его получают, в первую очередь, ради профессиональной карьеры. Четырнадцатилетний ребенок может стать профессионалом, но только в теории. Ему никто не доверит штурвал самолета, скальпель хирурга и т. д., не говоря об азах трудового законодательства, которое ограничивает работодателя в использовании труда несовершеннолетних. Хотя, блистательная карьера ожидает юных певцов, музыкантов, художников или гимнастов. Одаренные дети могут осваивать фундаментальную науку, как вклад в собственные, будущие открытия и изобретения, работая на перспективу.

Безусловно, таланты нельзя зарывать в землю. И для них, видимо, нужно открывать специальные школы или даже детские сады, где юные гении будут чувствовать себя комфортно, общаясь на равных со сверстниками, без чувства ущемления или превосходства, погружаясь с головой в интересное дело. Но внедрять детей искусственно во взрослый социум пока не стоит. Мы воспитаны так, что детство должно оставаться детством и всему свое время. Зрелость – это больше, чем аттестат или диплом.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Учитель ведёт урок
Как сообщает ТАСС, Правительство РФ намерено выделить свыше 12 миллиардов рублей на повышение заработных плат работников бюджетной сферы. Данное заявл..
Российское правительство выделит более 12 миллиардов рублей на повышение зарплат учителей и врачей
9 дек. 2021 г.
0
47
В школах РФ запретили использовать неверифицированные ресурсы
Сегодня, 8 декабря 2021 года, Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации», которые в том..
В школах РФ запретили использовать неверифицированные ресурсы
8 дек. 2021 г.
0
473
Строительство детских садов
Как сообщает издание «Известия», чтобы сократить время и уменьшить себестоимость строительства на 15%, российские школы, детские сады, медицинские учр..
При строительстве российских школ и детсадов планируют использовать несущие деревянные конструкции
8 дек. 2021 г.
1
231
Оставить свой комментарий

Ваш город: