Ваш город:

Развивать Soft Skills нужно с рождения

31 окт. 2021 г.
2
485

Даже не зная значения английского термина «Soft Skills» все родители еще до рождения ребенка мечтают, чтобы он был успешным. Но мало кто конкретно задумывается, что для этого нужно сделать. А когда малыш появляется на свет, вся семья, включая бабушек и дедушек, умиленно считает, что нужно продлить детство, что учиться самостоятельности рано и т.д.

Развивать Soft Skills нужно с рождения

Случаются и противоположные крайности: образованные родители начинают «прокачивать таланты» ребенка с первых дней жизни, не обращая внимания на его протесты и не задумываясь, чем они вызваны и чем обернется в итоге такое развитие.

Лучше рано, чем поздно!

Специалисты уже давно отмечают одну закономерность: «ботанам», несмотря на отличные оценки в школе и объем усвоенных знаний, не всегда удается добиться успеха. В отличие от троечников, доставлявшим немало хлопот родителям и учителям чересчур высокой активностью, креативным мышлением и умением организовать коллектив.

Из этого следует, что старания в учебе мало помогают встроиться в социум, если нет «Soft Skills» («гибких навыков») и умения применить теорию на практике. Ведь работодателя мало интересуют оценки в дипломе, если сотрудник не сработался с коллективом, не умеет самоорганизовываться, не проявляет творческую инициативу в рабочем процессе и его присутствие на рабочем месте вообще мало заметно.

Люди, сосредоточенные на себе, при всей своей эрудированности, не приносят, с точки зрения работодателя, ожидаемой рентабельности. Кроме того, интроверты, из-за слишком глубокой погруженности в собственный внутренний мир, в котором они, может быть, даже совершают великие открытия, бывают рассеянными и невнимательными, что тоже не способствует карьерному росту.

Впрочем, без «гибких навыков» трудно продвигаться по жизни и экстравертам. Людям со способностью «зажечь» и повести за собой коллектив тоже необходимо с раннего возраста развивать «Soft Skills», чтобы научиться терпению, усидчивости, целеустремленности, способности видеть цель и настойчиво добиваться ее реализации.

Формирование «мягких навыков» необходимо начинать как можно раньше. В сущности, пунктуальность, ответственность, самоорганизация и коммуникативность – это те качества, которые прививаются в семье с рождения. И начинаются хорошие привычки с банального режима дня, раскладывании игрушек по местам по окончании игры, умения ладить с другими детьми на дворовой площадке или в детском саду. Понятно, что взрослым хочется проявлять любовь к малышу – одевать и застегивать рубашку до 10 лет, а иногда и дольше, убирать в детской комнате, подавать завтрак в постель и потакать любым капризам. Но настоящая любовь к ребенку, как говорят в народе, должна быть не в сердце, а в голове.

Как развивать Soft Skills у самых маленьких?

Малыши активны и всегда готовы к постоянному усвоению любой информации, если она подается на доступном языке, наглядных примерах, в игре. Это только взрослым кажется, что ребенок не поймет, почему день сменяет ночь, «как делают минеральную воду», откуда берется гроза и т.д. Любопытство маленького почемучки нужно удовлетворять немедленно и по максимуму, «здесь и сейчас». Ни в коем случае нельзя ссылаться на свою занятость, говорить, что еще маленький и т.д. Такие ответы взрослых «убивают» интерес к знаниям вообще, и вдобавок формируют отрицательный эмоциональный фон – ребенок подсознательно усваивает, что можно игнорировать других людей, ставить на первый план собственные желания и интересы. При этом разрушается контакт с самыми близкими людьми, а на будущее закладывается «фундамент равнодушия» – нежелание

Рассказывать нужно кратко, но ярко, помня об эмоциональном восприятии окружающего мира у малышей и о том, что они не умеют задерживать внимание на объекте слишком долго: трехлетний ребенок способен проявлять усидчивость в течение 7-10 минут, а в 5 лет нужно делать паузы между развивающими занятиями через каждые 15-20 минут. Можно дать ребенку отдохнуть и поиграть самостоятельно несколько минут или сменить вид деятельности. Хорошо, если занятия, требующие сосредоточенности и усидчивости, чередуются с активными играми – малышам необходим выход энергии. От взрослых требуется терпение и чуткость, чтобы улавливать моменты, когда ребенок слушает, и когда его внимание переключается на другие объекты.

Сложную для восприятия информацию нужно подавать в доступной и интересной форме. К примеру, чтобы объяснить, «как делается минеральная вода» нужно продемонстрировать, как растворяется в стакане соль, сахар, другие вещества (безопасные!), и как они изменяют свойства воды; как движется вода в атмосфере, и как она попадает под землю (опыт с кипящим чайником, морозильной камерой, цветочным горшком). Наиболее сложная информация ребенком запомнится не сразу, но яркая демонстрация примеров и личное участие малыша в практических занятиях, обязательно всплывут в памяти в нужный момент и дадут необходимый толчок для дальнейшего развития творческого мышления, интеллекта, логики и т.п. Именно эти навыки и называют «Soft Skills».

Первый опыт общения дети приобретают в семье. Любое невнимание (неуважение) к ребенку, как к личности, формирует у него отрицательную модель поведения в будущем. «Гибкие навыки», в том числе, предполагают умение находить общий язык с другими людьми. А неблагожелательная атмосфера, конфликты и прочие неблаговидные поступки взрослых в ближайшем окружении малыша и в его присутствии – плохой сценарий для развития коммуникативных способностей ребенка.

Можно и нужно расширять простор для детского воображения, прибегать к помощи различных кружков и секций, где появляется возможность попрактиковаться в общении со сверстниками и педагогами, проявить себя и почувствовать оценку окружающих (а не только любящих родителей). Для ребенка легче, если он приобретет подобный опыт в дошкольном возрасте: это снизит и сгладит эмоциональную нагрузку в школьном коллективе, когда он станет посещать уроки, на которых родители не смогут оказать свою поддержку.

«Разбор полетов» после возможных конфликтов с другими детьми, на детской площадке или в группе детского сада, тоже необходим. Но при этом не стоит сразу и безоговорочно принимать сторону малыша – это отличный повод научить ребенка ставить себя на место других людей, видеть и оценивать себя со стороны, договариваться и находить оптимальный выход из неприятных ситуаций. Не следует также забывать, что любая нотация о некрасивом поведении малыша не будет иметь никакого смысла без личного примера родителей (дети неосознанно копируют даже мимику и жесты близких еще в грудном возрасте, а потом это становится их привычкой на всю жизнь).

Отличный способ развития малыша – обучающие и развивающие игры/видео. Мультфильмы на образовательных каналах для самых маленьких – по физике, химии, географии, биологии, английскому языку, математике и даже по правилам дорожного движения, помогут ребенку быстрее и легче освоить стремительно нарастающий объем информации, подготовиться ко взрослой жизни.

Раннее развитие у детей «Soft Skills» – не что иное, как проявление каждодневной заботы о будущем малыша, его профессиональной востребованности и карьерном успехе, моральной удовлетворенности собой, духовно-нравственной целостности. Собственно, не имеет значения, как называются элементы развития и воспитания в современной терминологии с западным акцентом – они существовали и будут востребованы всегда, когда речь идет о гармонично развитой личности.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Учитель ведёт урок
Как сообщает ТАСС, Правительство РФ намерено выделить свыше 12 миллиардов рублей на повышение заработных плат работников бюджетной сферы. Данное заявл..
Российское правительство выделит более 12 миллиардов рублей на повышение зарплат учителей и врачей
9 дек. 2021 г.
0
19
В школах РФ запретили использовать неверифицированные ресурсы
Сегодня, 8 декабря 2021 года, Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации», которые в том..
В школах РФ запретили использовать неверифицированные ресурсы
8 дек. 2021 г.
0
461
Строительство детских садов
Как сообщает издание «Известия», чтобы сократить время и уменьшить себестоимость строительства на 15%, российские школы, детские сады, медицинские учр..
При строительстве российских школ и детсадов планируют использовать несущие деревянные конструкции
8 дек. 2021 г.
1
230
Комментарии
Марина
Гость
5 нояб. 2021 г., 12:25

Почему это все "родители мечтают" о том, чтобы их ребенок был успешным? Какая чушь. Вот в Штатах - да, а у нас нет. Автор, видимо, считает родителей за дураков...Позор.

Наталья Губанова
Гость
7 нояб. 2021 г., 13:07

Софт скилсами ( как ворд скилсами) забили голову всем - читайте лучше отечественные издания известных ученых о качествах личности, которые можно и нужно развивать с рождения. Хотя бы программу "От рождения до школы", педагогику - там всё есть - о воспитании детей. Хватит иностранщину вводить в обиход людей. Как сороки - что блестит, то и несут. Пословицу помнить надо: "Что немцу хорошо, то русскому смерть". Система воспитания всегда носит национальный характер. У каждого народа есть своя система воспитания. Переводы слов с иностранного - не дают полной картины, чего хотели их авторы.

Оставить свой комментарий

Ваш город: