Родители продолжают пользоваться услугами репетиторов для своих детей при подготовке к поступлению в вуз или сдаче ЕГЭ. Вопреки всем ожиданиям, спрос на них даже вырос. Но вместе с этим поднялись и требования к уровню подготовки репетиторов. На данный момент преподаватели вузов в качестве репетиторов уже устраивают не всех. Предпочтение отдаётся специалистам своего дела.
Родители продолжают пользоваться услугами репетиторов для своих детей при подготовке к поступлению в вуз или сдаче ЕГЭ. Вопреки всем ожиданиям, спрос на них даже вырос. Но вместе с этим поднялись и требования к уровню подготовки репетиторов. На данный момент преподаватели вузов в качестве репетиторов уже устраивают не всех. Предпочтение отдаётся специалистам своего дела.
К таким выводам пришли эксперты НИУ ВШЭ на основании результатов эмпирических исследований, проведённых в период с 2006 по 2012 годы. Данные этих опросов были представлены на семинаре Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ университета.
Ранее подготовкой выпускников к поступлению в вуз, как правило, занимались преподаватели конкретных учебных заведений, за плечами которых имелась многолетняя практика и перспективы продвинуть своих протеже на бюджетную форму обучения. При этом никаких официальных гарантий они не давали, а вот с неофициальной точки зрения эта схема рассматривалась как имеющая коррупционные составляющие. Хотя это достаточно спорное утверждение уходит конями ещё во времена советской эпохи.
Само введение ЕГЭ предполагало борьбу с такой схемой, если и не до полного её искоренения, то сведения до минимального уровня. Однако неоднократные международные исследования демонстрируют прямо противоположную картину. Родители продолжают тратить деньги не только на подготовку своего чада к поступлению в вуз, но и к сдаче ЕГЭ. Однако появились в данной схеме некоторые нюансы.
Так, по данным на 2007 год, число выпускников школ, отдающих предпочтение занятиям с репетиторами-преподавателями, составляло 13,3%. А в 2012 году данный показатель снизился до 4,3%. А вот спрос на специалистов по подготовке абитуриентов не из числа преподавательского состава конкретного вуза, наоборот, вырос с 14,1% до 23,9% соответственно.
В период 2010–2012 гг. после появления ЕГЭ средний ежемесячный расход одной семьи на услуги репетитора составил от 12 до 14 тысяч рублей. Для сравнения, в 2009 году эта сумма не превышала 7 тысяч рублей, а в 2012 году расходы на репетиторов достигли 60% от ежемесячного дохода одного члена семьи.
При этом результативность подобных занятий не является такой уж высокой – в среднем не более трёх баллов к школьному баллу. А наиболее высокие показатели по ЕГЭ получают учащиеся спецшкол, поэтому правильный выбор общеобразовательного учреждения имеет смысл, по крайней мере, в выпускных классах.